|
ПЕРВЫЙ ЧАС ЖИЗНИ
| | Первый час после рождения - это очень важный период для матери и для младенца. Своевременный и правильно проведенный первый контакт матери и ребенка после родов предопределяет их отношение друг к другу. Для матери этот контакт важен, поскольку от него зависит пробуждение ее материнского инстинкта. Для новорожденного этот критический период определяет его способность любить и испытывать привязанность.
Слаженность эмоциональных переживаний роженицы, ощущений новорожденного и их действий по отношению друг к другу, удивительно точно совпадающих по времени, производят поразительное впечатление.
Первые минуты после родов мать испытывает бурю эмоций, а малыш в это время тихо отдыхает; затем мать хочет прикоснуться к своему ребенку, а он готов отправиться на поиски матери; мать хочет взять малыша на руки и приложить его к груди, а он хочет взять материнскую грудь, чтобы получить успокоение и новый источник питания. С началом сосания начинаются схватки, отделяется и рождается послед, а мать и дитя испытывают приступ апатии и усталости и мирно засыпают рядом друг с другом.
Материнское поведение после рождения ребенка. После рождения ребенка вне условий родильного дома женщина, как правило, садится на пол. Многие роженицы делают это самопроизвольно на том же месте, где они рожали. В этот момент новорожденный ребенок оказывается у женщины между ногами. Малыш лежит в безопасной позе на животе, а голова его повернута на бок. Это положение максимально безопасно для новорожденного, поскольку, таким образом, под действием силы тяжести обеспечивается выход слизи и околоплодных вод из его носоглотки.
Мать гладит ребенка по спинке, осматривает и ощупывает его со всех сторон, говорит ему ласковые слова. На лице женщины отражается счастье и умиление, иногда от переполнения чувствами слезы накатываются ей на глаза. Через некоторое время (примерно через 10-20 минут) она берет малыша себе на грудь. В это время малыш периодически выполняет ползающие движения, направленные на поиск соска. Мать и дитя еще связаны пуповиной, которая продолжает пульсировать. Когда ток крови закончится, пульсация прекратится и пуповина приобретает белый цвет. Момент, когда мать берет малыша на руки - это самое подходящее время для первого прикладывания ребенка к груди. Контакт матери и ребенка сразу после родов и сосание малышом материнской груди стимулируют женскую гормональную секрецию (выработку окситоцина), которая вызывает схватки и последующее спонтанное отделение, и изгнание плаценты. Изгнанию последа способствует положение, сидя на корточках или коленях, которое и принимает женщина.
После рождения последа возникает необходимость произвести пересечение пуповины. Теперь это можно сделать без ущерба для матери и ребенка. После этого у матери появляется стремление к покою. Она устраивается удобно рядом с ребенком и засыпает. Это время необходимо матери и ребенку для отдыха.
Соблюдение всех моментов естественного поведения матери во время и после родов значительно сокращает число послеродовых осложнений как у матери, так и у младенца и повышает процент продолжительного грудного вскармливания.
Поведение новорожденного в течение первого часа жизни. Хотя 1 час - это очень короткий период времени, для новорожденного он делится на 4 фазы: - релаксация (первые 20 минут после рождения); - пробуждение; - активная фаза (следующие 40 минут); - отдых и сон (через 1 час).
Период релаксации. Первые 20 минут после родов - это период релаксации новорожденного, необходимый для восстановления его сил после напряжения во время рождения. Совершив первый крик, новорожденный, соединенный с матерью пуповиной, тихо лежит у нее в ногах и, прислушиваясь к новым ощущениям, отдыхает. В это время он обычно откашливается, чихает и сопит, освобождая дыхательные пути от слизи и привыкая к новому способу дыхания.
Пробуждение. Спустя 20 минут после рождения новорожденный начинает двигаться: поворачивает голову, делает движения руками и ногами. Малыш начинает ползти по направлению к матери, ориентируясь на ее запах и сопровождая свои движения криком. Именно в этот момент мать, помогая младенцу берет его на руки или на живот.
Первым телесным контактом матери и ребенка, который называют контактом "кожа к коже", является ощупывание новорожденного и прикосновение его тельца к телу матери. Женщина поглаживает спинку, ножки и ручки малыша, гадит его влажную головку, перебирает пальчики рук и ног. Минуты первого телесного контакта матери и ребенка трудно переоценить. Для младенца он является сигналом "я в безопасности", а для матери это сигнал о том, что ребенок жив, и его надо кормить. Этот импульс стимулирует у женщины выделение гормонов, в частности окситоцина и пролактина, которые стимулируют лактацию. Кроме этого, окситоцин и пролактин стимулируют эмоциональную связь между матерью и ребенком, поэтому их называют гормонами связи. Благодаря их действию у женщины пробуждается материнский инстинкт, что позволяет ей лучше понимать ребенка и удовлетворять его потребности.
В 1935 году Конрад Лоренц выдвинул теорию импринтинга - запечатления в памяти новорожденного отличительных черт воздействующих на него жизненно важных стимулов, в том числе и матери. Одним из важнейших результатов импринтинга является формирование долговременной связи с родителями, то есть запоминание объекта и формирование стойкой привязанности к нему, причем происходит это в строго определенный период, названный критическим, или сенситивным.
Для новорожденного таким периодом является первый час жизни. Именно в это время, а далее в течение первых суток жизни он запечатляет мать, что в последствии служит основой для формирования к ней устойчивой привязанности. Этот час важен и для матери, поскольку в этот период у нее тоже происходит запечатление своего ребенка, что служит толчком для пробуждения материнского инстинкта и формирования привязанности к новорожденному. Именно поэтому зрение новорожденного устроено таким образом, что он ясно видит предметы на расстоянии 20 - 25 см и выделяет лица. Лицо матери при кормлении грудью находится именно на таком расстоянии от глаз младенца. Таким образом, импринтинг является неотъемлемой частью родового процесса и жизненно необходимым условием для реализации успешного материнства, формирования взаимной привязанности матери и ребенка, а также для формирования у новорожденного благоприятного впечатления об окружающем мире.
Активная фаза. Поисковый рефлекс. С началом проявления двигательной активности, когда малыш уже попал на руки или живот матери, у него появляется поисковый рефлекс, позволяющий ему самостоятельно, без посторонней помощи найти материнскую грудь. Сегодня считается очень важным, чтобы ребенок нашел и взял грудь
в момент появления поискового рефлекса. Во многих родильных домах стран Европы и Америки здорового новорожденного не уносят от матери до тех пор, пока он не проявит поисковую активность, и не начнет сосать грудь.
Поисковая активность новорожденного проявляется в том, что он начинает открывать рот, сжимает и разжимает кулачки. Затем он начинает ползти, поднимая голову, работая локтями и толкаясь ногами, и старается достичь соска. Совершив несколько движений, новорожденный отдыхает. Важно, чтобы мать помогла ребенку добраться до соска, а не взирала на его попытки с видом исследователя. После того, как малыш приблизился к лицу матери, он пытается установить с ней зрительный контакт: он смотрит на грудь и лицо матери, пытаясь сосредоточить свой взгляд на ее глазах.
Следующим этапом поискового рефлекса является этап "у груди". Новорожденный, добираясь до груди, широко открывает рот, лижет сосок, сосет свои руки, пальцы, "клюет" головой. Затем он высовывает язык и размещает его так, что сосок оказывается сам глубоко во рту. Теперь он захватывает и начинает сосать грудь сильными потягиваниями, периодически ненадолго останавливаясь. Вскоре он начинает с силой сжимать грудь челюстями и выдавливать молозиво. Ребенок сам определяет, сколько ему необходимо времени, чтобы все получилось, поэтому не следует ему мешать и торопить его. Когда малыш справиться со своей задачей, он бросает грудь и засыпает.
В фазе поисковой активности чрезвычайно важен момент контакта "глаза в глаза" и момент захватывания материнской груди. Процесс установления зрительной связи с матерью называется бондинг. Джеоф Грэхэм в книге "Как стать родителем самому себе" (1994) писал: "Момент установления зрительной связи очень важен для новорожденного ребенка. Если этого не происходит, ребенок подрастает, не овладев способностью смотреть прямо в глаза другому, не отводя взгляда - при таком обмене взглядами он всегда будет испытывать дискомфорт и неловкость. Необходимой терапией для тех, кто не пережил этого эффекта связи при рождении, является разыгрывание ситуации рождения (ребефинг) и установления такой связи.
Первое прикладывание новорожденного к груди матери является продолжением их телесного контакта, который осуществляется до пересечения пуповины. Это естественное действие имеет огромное значение как для младенца, так и для матери - оно дает устойчивую лактацию. Именно с началом сосания в головной мозг женщины поступает сигнал о необходимости кормления ребенка, благодаря чему усиливается продукция окситоцина и пролактина.
Отдых и сон. После того, как малыш проявил поисковую активность, взял материнскую грудь и получил первые капли молозива, он засыпает. Это происходит примерно через час после родов. К этому моменту женщина тоже испытывает непреодолимое желание расслабиться и заснуть.
К большому сожалению, в существующей ныне практике ведения родов не учитываются биологические особенности течения родов у человека, поэтому невозможно наблюдать вышеперечисленные фазы поведения ребенка и матери.
"Одной из наиболее тревожных проблем человека будущего является отлучение новорожденных от материнской груди. Предусмотренная природой млекопитающих, т. е. питающих (детенышей) молоком, тесная привязанность детеныша к матери нарушается у человека. Цивилизация отобрала ребенка у матери и уложила его в постель. "Грудной" ребенок превратился в "постельного", который, однако, возвращается или по крайней мере ДОЛЖЕН возвращаться к матери во время кормления грудью. Как уже было сказано, кормление грудью совершенно обязательно сразу после рождения, оно отвечает естественным физиологическим требованиям и в какой-то мере смягчает последствия, связанные с превращением грудного ребенка в постельного.
Выяснилось (Харлоу, 1962 г.), что если новорожденных обезьянок изолировать от матери и вскармливать искусственно, то у них впоследствии подавляются или полностью отсутствуют половые инстинкты; размножаются они с трудом.
Аналогичные результаты показали и наши опыты. Кролики, отлученные сразу после рождения от матери, впоследствии "не проявляли интереса" к особям противоположного пола; самцы не могли быть полноценными отцами, а самки, даже рождая детенышей, не создавали для них гнезд, а чаще всего просто разбрасывали куда придется.
Мы уже отмечали, что мать, кормя своего ребенка, как бы вливает в него с молоком доброту, милосердие, любовь и, через механизм импринтинга*, "установку на лицо другого человека" (по А. А. Ухтомскому). * Импринтинг - воспринятое от матери запечатление той формы физиологического и психологического поведения, которое ребенок, достигнув половозрелого периода, должен будет повторить как бы инстинктивно. Но возможна и другая форма импринтинга, когда ребенок сразу же после рождения лишается контакта с матерью, не кормится ее молоком, не получает вливаемой с ним "доброты" и установки на лицо другого". Это относится прежде всего к физически незрелым, которые якобы из-за отсутствия способности осуществить сосательный рефлекс сразу же переводятся на искусственное кормление или когда они очень рано отлучаются от материнской груди. К симптомам духовной инфантильности, комплекса неполноценности у таких физиологически незрелых детей добавляются и другие отрицательные черты характера: дефицит человечности, отсутствие милосердия, даже жестокость. Девочки, достигнув соответствующего периода, становятся матерями, лишенными материнского инстинкта, и очень часто, родив ребенка, такая мать отказывается от него уже в роддоме. Считать таких матерей нехорошими, недостойными, безнравственными, называть их "кукушками" совершенно несправедливо. Такие матери должны вызывать сожаление и сочувствие: биология их женского организма подверглась разрушению еще в младенчестве. Но еще трагичнее, что дети таких матерей и в будущем не могут быть полноценными родителями. Мальчики не смогут быть полноценными отцами и супругами из-за сексуальной холодности и слабости. Это одна из основных причин многих и многих разводов. Девочки, не достигнув 4-, 5-летнего возраста, не будут обнажать сосок и прикладывать к нему куклу. Одна из серьезнейших угроз человечеству в целом - это наметившиеся предпосылки реальной возможности утраты инстинкта размножения" (И. А. Аршавский).
| | | | |